Zakazlinz.ru  ›  Статьи
A A A

Движения глаз водителей – ключевой фактор для контролируемого вождения


Профессиональные водители из личного опыта знают, что внимание от дороги во время движения, особенно во время маневрирования, не должно отвлекаться. Самое сложное, в физиологическом плане, смотреть на дорогу во время поворота, то есть, при движении по кривой.

 

Диссертация когнитивного психолога О. Лаппи (факультета поведенческих наук Хельсинкского университета) открывает важные аспекты движений зрительных органов во время движения на автомобиле по кривой. Основой для исследования является статья, опубликованная в Nature в 1994 году, «Куда мы смотрим, когда рулим».

 

Лаппи и исследовательская группа, которой он руководил, использовали инновационные методы, позволяющие анализировать мельчайшие и с трудом уловимые движения глаз водителей, совершающих поворот. Такие оптокинетические движения зрительных органов длятся доли секунды, и сам водитель этого даже не осознает.

 

С одной стороны, столь кратковременная функция кажется не существенной. Однако, вспомогательные исследования этих движений глаз, позволили выяснить, что правильно синхронизированные движения позволяют водителю прогнозируют траекторию автомобиля во время поворота на дороге. То есть, если коротко описать принцип, он будет выглядеть как представление  нескольких вариантов траектории, а также несколько вариантов абстрактного представления того, что скрывается за поворотом, за долю секунды, как глаза увидят. Если реакция глаз хоть немного запаздывает, у мозга может не хватить времени на реакцию.

 

Исследования позволили высчитать оптимальную скорость движения глаз водителей при маневрировании, на основе чего были смоделированы цифровые тесты поведения водителя в естественных условиях. В итоге, при правильной реакции вероятность аварийной ситуации по вине водителя, совершающего поворот снижается почти на 40%.В настоящее время, 6 из 10 ДТП на повороте происходят именно по причине того, что водителю не хватило реакции оценить ситуацию. В результате, в ЕС уже начали разрабатывать методы медицинской комиссии для будущих водителей. Если раньше зрение пациента проверялась по таким параметрам, как проверка зрения, здоровье зрительных органов, реакция на свет и проверка на дальтонизм, то теперь к этому может ещё прибавиться и тест на движение глаз во время совершения поворота. Предполагается, что пациенты, которые показали пониженную реакцию глаз при движении транспортного средства по кривой или при совершении поворота, не смогут получить водительское удостоверение водителя-профессионала, а возможно и получат определённые ограничения, как например, разворот на перекрёстке.


?Задать вопрос врачу Записаться
на консультацию
Спецпредложения

Заказ в
1 клик